Людвиг-в-ж-ж (grosslarnakh) wrote,
Людвиг-в-ж-ж
grosslarnakh

Испорченный телефон

В детстве была такая интересная игра - испорченный телефон. Это не когда брали школьника и роняли его телефон в унитаз, а когда надо было друг другу по цепочке тихонько на ушко передавать слово.

Последний говорил слово вслух, первый тоже - и все смеялись, потому что яичница превращалась в отличницу. Игра была тем забавнее, чем длиннее была цепочка и чем быстрее надо было слушать и шептать дальше, и неизменно заканчивалась, когда кому-то в середине минут через пять надоедало и он придумывал вносить намеренные искажения, неся специальную чушь: придуманная ерунда неизменно оказывалась не такой классной, как естественное изменение: яичница превращалась в тапок, и не смешно.

Испорченный телефон не пропал и остроумно выплыл в науке 21 века:

"... Группа ученых провела интересный эволюционный эксперимент: проверила, как может передаваться из поколения в поколение технология изготовления орудий.

... Собрав в Норфолке две тонны кремня и взяв несколько обученных добровольцев, экспериментаторы запустили «эволюционные» цепочки: человек, уже умеющий делать орудия, в течение пяти минут обучал новичка, тот, овладев если не умением, то хотя бы знанием, обучал следующего, и так далее.

... Способы обучения в разных цепочках были разными: обратное конструирование, имитация, а также "базовое", жестовое и словесное обучение.

... Конечно, у тех, кто учился делать орудия всего пять минут, получалось хуже, поэтому к концу цепочек результаты скатывались до уровня, достижимого при обратном конструировании. Но в тех «традициях», которые использовали язык, умение утрачивалось медленнее, и орудия у них получались лучше. Из этого авторы эксперимента делают вывод, что изготовление орудий задало новое направление отбора: из тех, кому делать орудия было жизненно необходимо, лучше выживали те, кто передавал свои умения при помощи коммуникативной системы. Соответственно, чем сложнее были орудия, тем более развитой должна была быть система коммуникации, — и именно это привело в итоге к возникновению человеческого языка.

... Изучать эволюцию, моделируя ее на цепочках испытуемых, за последние годы стало уже традицией. Лингвисты таким способом изучают, как может возникнуть и развиваться язык, фольклористы демонстрируют студентам, как меняется текст при передаче из уст в уста. Археологи-экспериментаторы тоже не остаются в стороне."

(Светлана Бурлак комментирует статью из Nature Communications, в которой описываются эксперименты по влиянию наличия языка на эффективность передачи информации о создании орудий - http://postnauka.ru/faq/40519.)

Tags: Светлана Бурлак, постнаука, эволюция, язык
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments