Людвиг-в-ж-ж (grosslarnakh) wrote,
Людвиг-в-ж-ж
grosslarnakh

Релаунч, сэр! (про Ленту, часть 2)

Подозреваю, что в редакции Ленты сегодня за произнесенное вслух слово "дизайн" можно получить с вертушки в голову, а за слова а-ля "интерлиньяж", "цвет", "кегль", "гарнитура" и т.п. коллеги могут устроить темную. Наверное, половина редакции хочет в отпуск прямо сейчас, и чтобы им перестали ебать мозг.

Держитесь, редакционные котаны, чиппендейл летит на помощь. Есть рецепт выхода. Но сначала - о том, зачем вообще нужен редизайн.

Зачем редизайн?
Прошлая версия Ленты.ру, как гласит карточка на сайте студии, увидела свет 13.09.2004. На секундочку, это было почти 400 9 лет назад. Я тогда в студии не работал, но мнение свое, как водится, имею.

Если кто соскучился - сигаретка, которой вам сейчас так не хватает, выглядела в прошлом десятилетии вот так:


lenta2

Тогда, насколько я вижу, не было придумано ни колумнистов с колонками, ни спецпроектов, ни айпада. Может быть, не было тогда возможности тегировать во внутренней админке статьи и создать базу для нормального поиска, нельзя было устраивать удобную редакционную жизнь, как она видится сейчас. Просто никто не знал тогда, что сейчас будет. Как никто, например, не предполагал тогда, насколько популярной окажется рубрика "Оружие" - на скрине ее нет :-)

Читателю никогда не видно, что происходит под капотом. Вот, например интерфейс редакционной системы ИД "Коммерсантъ" только для своих образца 2008 года: 

1-view


Короче, это я к тому, что редакционный продукт - это не то, что видно снаружи. Когда на Ленте появились прямые эфиры на троих, их пришлось делать прямо из того, что было. С показом видео долго были интерфейсные проблемы - пока не выпилили дебильный флэшовый видеоплеер. Для спецпроектов типа Олимпиады или ЧМ по футболу создавались отдельные сайты под конкретную задачу. Формат "история чего-нибудь" с идиотским прокручиванием по горизонтали тоже появилась, наверное, не потому, что редакции делать нехуя, а потому, что есть новые нужды. 

Ну так вот. Для этого и нужен редизайн - когда штанишки узки, иди в магаз и покупай себе нормальные джинсы, нежмущие, с хорошими карманами и удобными пуговицами.


Недовольное мычание

Редизайн можно сделать какой угодно. Можно сделать, как в студии задизайнили ЖЖ: по возможности сохранив преемственность, но подготовив место под новые фишки. Можно просто все нахуй стереть, оставив логотип. (Помню лентовских чуваков, которых трясло от таймс-нью-романа, настолько надоел за столько лет-то). Это вопрос вкуса, и уважения к аудитории. Ну типа бережно перенесем все старое сюда, или рубанем с плеча, пусть привыкают.

Необязательно должен побеждать тактичный редизайн. Вон, у маков было сначала одна операционка, а потом стала совсем другая на вид, и ничего, пережили. Надо отталкиваться от задачи, естественно. Какую задачу ставила редакция дизайнерам, мы не знаем.

Главное, если делаешь резкий редизайн - будь готов к потокам ненависти от пользователей. Они будут исходить на говно всеми способами: в твиттере, писать письма, кидать по ночам коктейли Молотова в окна и приходить ссать под редакционную дверь (надеюсь, что нет). Кто-нибудь умный привезет граффитчиков и распишет стены здания, или устроит одиночный пикет. Петицию подпишет на сайте Госдепа, в конце концов. На интернет можно особо не ориентироваться и забить. 

Но если у людей есть недовольство, надо дать им выпустить пар и приступить к сбору конкретики. И вот тут мы подходим к главной теме.


Главное при редизайне

Главное - подготовить пользователей. Близзард при проведении переворотов в Варкрафте и Старкрафте помогает людям перейти на новые интерфейсы и правила за годы. Вот, например, в апреле 2012 разработчик пишет о том, что изменится в игре, которая выйдет через год (еще не вышла). Обратите внимание на анонсики в правой колонке: 

starcraft

Интервью со старшим гейм-дизайнером, младшим гейм-дизайнером, вот мы нарисовали новую кнопочку, вот так будет выглядеть новый танк, вот такие у нас планы, готовьтесь, привыкайте, ждите с нетерпением, все будет круто.

И когда происходит апдейт, люди уже настолько его хотят, любят его и верят ему, что им старого уже не нужно. Как кульминация в кино. 

Что мешало Ленте устроить нормальную презентацию за полгода и поделиться планами, рассказать о проблемах? Открыли бы блог, собирали фидбек. Люди бы выпустили пар, обложили всех и потихоньку привыкли. Глядишь, и конструктив бы начался. Но нет, нихуя. Надо всем устроить революцию, сменить все в один момент, не дать новых фичей, а только отключить старые, и в ответ на гулкий шум отбрыкиваться в твиттере, типа скоро ждите, отъебитесь все. 

Если бы Лента даже сейчас написала по-бырому пару постов, ответила терпеливо на вопросы и объяснила причины столь резкой смены дизайна, то всем стало бы легче, правда. Я сейчас всем своим клиентам советую при редизайне заранее оповестить их клиентов и устроить из перемен шоу. Вон, западные ребята всегда так делают. Яндекс сегодня меняет морду - тоже презентацию устроили на главной. И это при том, что там-то изменения почти незаметные - блоки подвинулись немного и слегка реорганизовались. Ну, почта развернулась. Но все равно, презентация есть.

Лента ведет себя так, будто кругом, блядь, враги, и надо выкопать блиндаж и отстреливаться до последнего патрона. А кругом - не враги, а друзья, надо только с ними поговорить нормально. Че было, что будет, чем сердце успокоится. Спокойно, без огрызаний. В блог позырят дизайнеры, примут меры, где надо.

Исправить положение можно уже прямо сейчас, только не надо играть в "мы все лучше знаем, ждите". Это - типичное жлобство, ребята. Вы же всегда были не такими. А тут - ведете себя, будто должны аудитории много денег, и не готовы спокойно попиздеть о реструктуризации.

Поговорите с читателями.

Tags: Лента.ру, дизайн, дизайн на 5+, запуск, коммерсант, лаунч, старкрафт, хипста, юзабилибилибилити
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 83 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →