Людвиг-в-ж-ж (grosslarnakh) wrote,
Людвиг-в-ж-ж
grosslarnakh

🍒 Дизайн дизайнера - 3: простота, смерть и другие бонусы

Обещал рассказать, что можно вытащить из первых же трех книжек по дизайну: из книжки про дофамин и дизайн мозга, книжки про дизайн привычек и книжки про дизайн-эволюцию тела.


* * *

Бац - и наконец-то в вашем дизайн-процессе появляется ясная точка отсчета - тело. Если, например, про законы композиции много кто из дизайнеров слышал, но мало кто может сказать что-то внятное, то с законами тела все проще и без зауми. Использование дизайна можно разложить на составляющие.

Одна из составляющих - время, нужное мозгу на осознание того, что человек видит. Другая составляющая - кратковременное предсказание того, что должно произойти (оно сообразно прошлому опыту, а если опыта нет, то человек достаточно легко учится - например, тачскрин-интерфейсов сначала не было, а потом работе с ними все научились.) Нужно также понимать, что есть время, которое требуется человеку на то, чтобы прицелиться. Еще - точность, с которой он нажимает. Время на нажатие. Время на подъем и опускание руки. Сила, которую надо приложить к пальцу. Награда, которую человек получает, когда все пошло как ожидалось. Еще есть наказание, которое он получает, когда все идет не так. Еще в мозгу есть багаж привычек. И багаж моделей, чтобы не думать лишний раз.

В общем, в некотором приближении можно считать, что есть несколько базовых элементов (за которыми, кстати, далеко ходить не нужно, все можно найти прямо у себя под капотом), из которых, как из конструктора, складывается все, что делает человек.


* * *

Вся шаманская дизайн-муть вокруг темы "Мы тут сделали интерфейс, вроде выглядит простым. Или нет?" сразу оседает, стоит только определить простоту как простоту для тела.

Повторю, потому что это важно: замените в своем дизайн-процессе "простоту" на "простоту для тела".

В дизайне эппловской эсэмэс-программы телу некомфортно различать тонкий прогресс-бар высотой в пару пикселей и, значит, этот дизайн непрост для тела.

В андроид-системе сейчас для просмотра видео приходится в слишком много кнопок прицелиться и понажимать, и дизайн работы с видео непрост для тела.

В мобильном "Хроме" кнопки закрытия окон не всегда точно реагируют на нажатие пальцев, и человек поэтому за пару дней привыкает нажимать и выжидать паузу: сработало или нет. Заветный Нейромедиатор, конечно, обучит и поможет выжить еще и не в таких условиях, но все равно - это непросто.

Например, почему удобен щелчок, сопровождающий нажатие клавиши в мобильнике по умолчанию. Не потому, что "так удобнее", а потому, что "так удобнее для тела" - нужно как-то осуществлять обратную связь, и если набирать без щелчка, то для понимания, нажалось или нет, требуется следить за фокусом ввода глазами, и - сюрприз! - глаза устают; а при звуковом сопровождении часть нагрузки при печатании перекладывается с глаз на уши, мозгу не нужно тратить столько внимания на отслеживание того, нажалась кнопка, или нет, становится легче выдерживать работу с клавиатурой. Набирая с щелчками, человек меньше устает.

"Слишком сложная страница" объясняется тяжело преодолимым когнитивным порогом - мозгу действительно непросто осознать взаимосвязи элементов в пространстве, когда всего очень много и организация немного отдает свалкой. Чтобы сделать верстку проще для восприятия, нужно группировать элементы - но не потому, что Так Велели Классики, и не потому, что Просто Верь Это Работает, а из-за того, что мозгу так легче справиться. Это давно уже проверено - и до появления МРТ, и с ним - и надо просто прочесть в книжке про этот механизм.

Например, вот рассуждение на тему "Почему колесико на мыши - это хорошо". Раскладываем операцию перемотки страницы на элементарные составляющие, которые предстоит проделать телу. Предположим, что мышь - в руке.

Чтобы проскроллить страницу мышью без колесика, нужно:
- сдвинуть руку в сторону, удерживая в руке мышь;
- одновременно с этим движением найти глазами на мониторе курсор;
- далее следить за курсором все время движения - иначе он потеряется (мозг легче реагирует на движущиеся предметы - если курсор потерялся, надо поболтать мышью, вы хорошо знаете это, и стоит, конечно, узнать, как это устроено у вас в голове);
- рукой надо вести мышь по столу с определенной скоростью - не слишком быстро и не слишком медленно;
- надо обнаружить на странице лифт скролла - место, за которое будем таскать;
- смотря глазами на экран, надо водить рукой с мышью по столу;
- при приближении к лифту надо снизить скорость; затем
- прицеливаемся;

- нажимаем пальцем;
- не отпускаем палец, зажимаем его (лифт схвачен);
- двигаем рукой с зажатой в руке мышью и нажатым на кнопке пальцем;
- смотрим при этом на монитор и соотносим движение страницы со скоростью движения руки по столу.

Если у нас на мыши колесико, нужно:
- положить палец на колесико, нащупать его;
- нажать на колесо;
- водить с нажимом пальцем по колесу;
- следить за экраном.
С какой скоростью по столу движется рука - неважно. Может вообще не двигаться. Прицеливаться - не нужно. Однозначный профит.

Чем это отличается от книжки Раскина? Дофамином, пониманием того, какие силы тратятся на распознавание и узнавание, пониманием сложившихся интерфейсных привычек.


* * *

Знаешь, как мозг строит модели - уже никогда не будешь париться на тему "похожего дизайна".

Дизайнер, просекающий действие дофамина, никогда не будет убеждать заказчика брать вот этот лого с вишенкой и настаивать, что нужно игнорировать мерещащуюся в вишенке жопу. Если специалисту, сидящему во тьме невежества, остается только призывать клиента быть цивилизованным и аргументировать это тем, что ну нельзя же всем людям приписывать такие испорченные ассоциации, право слово, то после прохода сквозь дофаминовые врата он понимает - жопу будут видеть неотвратимо, независимо от уровня образования, просто потому, что мозг приучен видеть в двух дугах два полупопия, и первая ассоциация действительно верна.


* * *

Когда отчетливо понимаешь, что сам себя исподволь научил за неделю рисования интерфейса им пользоваться, и что не надо себя обманывать - ты уже никогда не сможешь рассуждать, как видящий этот интерфейс в первый раз человек (потому что дофамин работает), уже никогда не будешь говорить подопытному "да нет же, вот сюда жми!".

Бесполезно читать себе мантру, что ты профессионал и можешь включить в голове режим неофита - ни хера, обучение происходит независимо от того, хочешь ты или нет.


* * *

Кстати, есть прикольный побочный эффект - нечаянно может пройти вера в бога. Я вот верю, что впереди - атеистическое ничего, просто помираешь. При этом в книжке по антропологии четко написано, почему в теле человека возникает чувство единения с чем-то большим - и, соответственно, понятно, что религия не сдохнет в человечестве ближайшие несколько сотен тысяч лет, можно не надеяться.

Зато взамен приходит знание, что в 70 лет твой мозг уменьшится на треть, и вообще не так уж много и осталось, и пора бы начинать делать осмысленные вещи, а то часики-то тикают.

Книги про либерализацию старения: http://postnauka.ru/books/4311.

Да-да, вы умрете (надеюсь, что хотя бы своей смертью), и перед этим руки-ноги будут хуже сгибаться, и память не будет становиться лучше, увы, простите, друзья, что напоминаю.


* * *

Полезно позвать погостить в голову и понимание, как работает наказание в интерфейсах.

Почему человек воспринимает регистрацию на сайте как каторгу? Если вместо махания руками "а-вот-у-меня-был-случай" и аргументами "ну вы же сами чувствуете, что регистрация - это плохо", находить ответы на такие вопросы в терминах процессов сознания, то можно добиться того, что все интерфейсы постепенно станут понятны.

Говоря "все интерфейсы станут понятны", я имею в виду вообще все интерфейсы в мире. Все до одного. Как будто тебя подхватывает теплый поток и начинает мчать вдаль. Смотришь на интерфейс - видишь сразу все ошибки, все удачи, окей или нет.


* * *

Ожидание - главное королевское наказание в интерфейсах, бич людей с телефонами, источник бешенства и ненависти. Интересно, что дизайнер вообще его как будто не осознает - оно как класс игнорируется всеми веб-дизайнерами (кроме ребят с проектов-миллионников).

А ведь проверить силу ожидания просто: внезапно вдруг случается незагружающаяся страница в мобильном браузере (и непонятно, то ли интернет пропал, то ли сайт не алё), и бешенство стучится в гости к нам уже через четыре секунды.

Как только ты осознаешь, как ожидание скручивает сознание в бараний рог, начинаешь понимать, где нормальное интерфейсное решение, а где нет. Убрать все ожидания, например - нормальное решение. Загружать следующую страницу, пока пользователь смотрит предыдущую - нормальное решение. Меньше ожидания (для тела) значит, что интерфейс приятнее (для тела) и проще (для тела).

Про ожидание, кстати, есть неплохая книжка - Стивен Сеов, "Проектируем время", http://www.ozon.ru/context/detail/id/4434293/. Она, правда, крутится вокруг компьютерного интерфейса и написана сотрудником "Микрософта" для программистов, но, если вы, например, проектировщик, продраться стоит. Я бы предпочел материал без компьютерного интерфейса, натянутых классификаций и лишних псевдосхем и больше про тело, но за неимением ничего другого пока можно и эту одолеть.


* * *

После прочтения первых книг по нейропсихологии и антропологии дизайнеру можно уже приступать к построению опытной лаборатории. Так как весь материал, который есть под рукой - это сам дизайнер, то он себе и подопытный кролик, и фиксатор происходящего. Преображение в тайный бункер с регистратором реакций приносит фантастические плоды.

Но тут лучше еще несколько книжек прочесть, уже про психологию. О них я расскажу дальше.

Так как подкат временно в новом дизайне ЖЖ очень тяжело заметить невооруженным глазом (тонкая стрелка в тонком кружке сильно отстоит от текста, отцентрирована и воспринимается мозгом не как часть статьи, а как интерфейсное украшательство), то мы с вами без подкатика пока живем.



Все серии "Дизайна дизайнера": 7 6 5 4 3 2 1 и книги

Tags: Стивен Сеов, дизайн дизайнера, простота, что почитать дизайнеру
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments