Людвиг-в-ж-ж (grosslarnakh) wrote,
Людвиг-в-ж-ж
grosslarnakh

Напольная-2. Зачем она нужна, гипотезы, Филя.

Серии: 7 6 5 4 3 2 1

Продолжим же, о читатель, подглядывать за процессом проектирования напольной навигации в московском метрополитене.

В
прошлом посте и нескольких ближайших - рассказ о том, как рабочая группа рассуждала о задаче, как решали, куда будем рыть, как сильно менялись вводные данные, а с ними и решения. Окончательного дизайна пока еще нет, рано писать в комментах, как все плохо - потерпите, вдруг будет еще хуже :-). Это - не презентация готового результата, а песнь о буднях дизайн-процесса.

* * *

Этот пост - о начале января-2014. Напомню, что мы имели к тому времени.

§5. В 2013 году Дептранс провел пилотный проект на трех станциях пушкинского узла: навигацию размещали на платформе и на перроне, проверяли материалы и влияние на пассажиропоток. Были разные отзывы - как позитивные, так и скептические. Люди, принимающие в этом городе решения, решили, что напольную навигацию стоит внедрить на 49 станциях, был объявлен конкурс. Мы хотели выиграть в этом конкурсе. У нас было ТЗ с вводными, полимербетон в качестве материала от партнеров, необходимость собрать заявку за девять дней.

В то время мы не имели возможности задавать рабочей группе Дептранса вопросы, и додумывали все, чего не хватало для принятия решений, сами. С одной стороны, нужно было держать в голове, что где-то в недрах Дептранса готовится проект общегородской навигационной системы, и что навигация в метро будет лишь частью ее.

См. эскизно-концептуальный пэдээф от Дептранса:



И видосик с презентацией:



С другой стороны, про сроки появления проработанных вариантов (и тем более про сроки внедрения) ничего не сообщалось, так что мы решили отталкиваться от предположения, что бардак, как обычно, уничтожить тяжело и что подвесную навигацию могут еще очень долго не заменить.

С вводными - все.

Дальше мы позвали Филю и стали думать про зачем.




§6. Зачем

Предстояло понять - зачем московскому метрополитену жениться на напольной навигации.

С политическим аргументом за напольную все понятно - пассажирам понравилось то, что они увидели на пушкинском узле, проект посчитали, московский мэр решил, что дело нужное. (Если вы хотите высказаться в том смысле, что в этом городе есть на что потратить деньги кроме напольной навигации в метро, то вам, наверное, стоит обратиться к своему депутату или поучаствовать более активно в выборном процессе за своего кандидата в мэры города. Меня политические аргументы сейчас не особо волнуют, мы тут за дизайн собрались попиздеть.)

Теперь про навигационные аргументы.

Начнем с "против". Если рассматривать напольную навигацию в мосметро в качестве основной, тяжело не заметить два ее самых существенных минуса. Первый ее существенный минус, который тяжело не заметить - то, что ее тяжело заметить, когда вокруг все набито людьми. Картинки по запросу "Давка в московском метро":


Второй минус, который обычно вменяется подсудимой, валяющейся на полу, в вину - то, что при хорошей подвесной навигации напольная не нужна. Обычно приводятся примеры из некоторых метрополитенов мира, в которых напольной навигации нет. В Мадриде нет, в Барселоне нет, в Лондоне поделали и не стали, да и вообще в Европе не приживается.

Зато в Шанхае есть. И в Бангкоке, Каракасе, Пекине, Токио. В Куала-Лумпуре и Сингапуре, в Дубае (я понял, что лень сейчас в ночи первоисточники фоток искать, чтобы сюда навставлять. Если где-то ошибся, опровергните: где-то напольной больше, где-то она редка, но про все упомянутые метрополитены я видел фотки своими глазами. Можно разглядеть иногда примеры на http://www.urbanrail.net/ - жмете в город, скроллите вниз). И в Нижнем Новгороде, кстати, встречается напольная на платформе, у поезда. И в Новосибирске на "Речном вокзале". Маячит гипотеза о том, что в романоязычных странах нет нужды в такой навигации, а в странах нелатинизированных алфавитов - есть, но пока пропустим эту тему.

Меня хватило на одну картинку, вот про Дели - http://sora-minus.livejournal.com/43042.html:

Давайте попробуем зайти с другой стороны и понять, когда напольная навигация спасает.

Что далеко ходить-то, я, например, сам себе контрпример. Вот реконструкция того, как лично я передвигаюсь по метрополитену:


(Наушники дорисовал, потому что я в переходе обычно в наушниках, на фотке случайно без.)

Вот что я, условно говоря, воспринимаю, когда перехожу со станции на станцию:



И мне ведь совершенно не важно, что там наверху написано, потому что в этот момент я ориентируюсь по другим знакам: знакомому эскалатору, ларьку, потоку, лестнице. Меня бы устроило простое пятно на полу, например.



(Понятно, что я - местный. Приехавшего русскоязычного, дальтоника и иностранца простое пятно на полу не устроит.)

Итого: при хорошей подвесной навигации уместна легкая напольная, позволяющая быстро сориентироваться без чтения.
Два ключевых момента - "при хорошей подвесной" и "ориентироваться без чтения". Не надо останавливаться, гражданочка, и читать тут. Увидели цвет, сориентировались по пятну? Ну и проходите.

Примерно так же привыкшие местные ориентируются по эскалатору в конце зала - за долю секунды. По статуе собаки. По вагону "в центр" и "из центра". Если бы можно было дать такой же инструмент моментальной ориентации понаехавшим, было бы здорово и очень удобно. Вот, как мне кажется, истинная роль напольной навигации - мелькать на периферии зрения. Слегка проглядывать под ногами, давать мгновенную уверенность в том, что ты, новичок, идешь уже по этому коридору пять минут не зря, что поворачиваешь - туда, куда нужно, и опять же - делаешь это, не сильно вчитываясь.

Но в начале 14 года мы живем во вселенной, в которой подвесная - ужасный пережиток, и мимолетным касаньем пола не обойтись.
Подвесной навигации не видно ("Комсомольская"-кольцевая):



Подвесная навигация дезориентирует ("Белорусская"-кольцевая, коричневая ветка, а почти все таблички - зеленые, потому что посвящены переходу на радиальную):



Ну или вот спускаешься с перехода в центре станции, поезд подходит - надо в него бежать или нет? (На фото - станция "Китай-город", слева по стрелочке спускаются люди - там, где на фотке пассажиры заходят наверх, там на самом деле спуск, про это мы потом поболтаем еще; спускаясь, они слышат подходящий поезд, бегут к нему, выбегают на пятачок и встают - надо же понять, куда состав едет, ан негде. Ближайший указатель - слишком далеко, вон он перед инфососом виден.)



Короче, в таких бесчеловечных условиях надо Писать На Табличках Слова.


§7. Начали с того, что выяснили доступные формы навигационных плит.

Всякие разные:


После консультации с технологами выжили А, В и Д.

Потом подумали про то, что пассажиры ни хера не знают про номер ветки, поэтому делать его так крупно, как сейчас на "Пушкинской", смысла нет:



В вагонах никто не называет номер ветки, люди их просто не помнят. Если на узле есть пара станций с одинаковыми названиями, то в вагоне называют имя ветки ("Переход на станцию Такую-то и линию Сякую-то"), и номер опять же ниочём.

Поэтому решили в заявке сделать вот так:



Потом стало понятно, что человек слишком долго выбирает глазами стрелки в группе указателей, и предположили, что указатели надо группировать по направлениям - не все в одну кучу, а то, что направо - одна группа, а все, что налево - другая:


(Дизайнерам рекомендую про это позырить закон Хика.)

Дальше прикинули, что указатели надо делать значительно крупнее лежащих на "Пушке":



Изобрели указатели "я здесь", которые были бы еще и планами станций (с точечками, еле заметными, для местных пассажиров):


(На картинке про Боровицкую, например, переходы на синюю и голубую - справа по станции, на красную - слева. Сразу понятно. Если врубишься :-)

Заметили, что спускающимся с лестниц чувакам нужны указатели, куда направляется состав:

Работает примерно так, как на картинке. Спускаемся с лестницы на "Китай-городе", видим, что поезд идет по рыжей ветке на "Курскую":



(Да, я знаю, что он туда не идет, но мне лень перерисовывать табличку, и проще договориться с метро, чтобы пустили туда поезда таким образом.)

Эти указатели путей еще и кодировали бы цвет платформы. Важная деталь - они должны быть утоплены внутрь ряда колонн, чтобы не сбивать пассажиров, идущих вдоль платформы к какому-нибудь переходу в конце зала. Если будет нужно, то можно их втопить еще поближе к вагонам.



Затем постановили отказаться от объявлений "Держитесь левой стороны", грамотно разместив указатели в переходе:





Еще чуть не зевнули, что на "Пушкинской" потоки горбато закручены и можно легко перезакрутить:


(Это на самом деле Филе приснилось.)


§8. Лирическое отступление про кота Филю

По морде животного видно сразу: хоть он и живет в студии, но всегда думает о метрополитене.

Следите за глазами. Вот Филе снится желтая ветка:




"Павелецкие" - и кольцевая, и зеленая сразу:




Переход с "Третьяковской" Калужско-Рижской линии на "Третьяковскую" Калининской линии:




Филя задумался о станции "Сокол":



О переходе на "Трубную":



О фиолетовой судьбе Таганско-Краснопресненской линии:

О синей "Арбатской":

И о голубой "Смоленской":



Филя и "Университет":



И "Медведково" (запомните медведя, он нам еще встретится):

Бирюзовая "Каховская" не проходит мимо:




И серая:




Тут хрен по морде прочтешь. Скорее всего, "Теплый Стан".
0de847008f4e11e3889112900d0d04d7_8
Филя в инстаграме: #alsphilya, а у нас конец лирического отступления.


§9. Пожалуй, на сегодня мы закончим вот этой картинкой. На ней нам предлагается аж с другого конца станции видеть, куда едет эскалатор, за счет покраски торцов ступенек:



Хотя нет, лучше вот эта. На ней нам предлагается буквы на плашке "Вы здесь" в перспективном искажении шарашить, чтобы при спуске возникал крышесносный эффект и ах:



Это мы примерно половину отсмотрели из того, что придумалось до подачи заявки на конкурс (мы сейчас где-то в районе 10 января болтаемся), продолжим отсмотр в следующих постах.

А вообще план такой: дать ответ на вопрос "Каким таким извилистым дизайн-путем мы через пять недель дойдем от подробных текстов в эскизных табличках до примерки просто цифры в круге на станции "Театральная"?"



Чава-какава.

Tags: Филя, метро, напольная навигация
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 176 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →