Людвиг-в-ж-ж (grosslarnakh) wrote,
Людвиг-в-ж-ж
grosslarnakh

Напольная: начало. Дальномер и Камбербатч

Серии: 7 6 5 4 3 2 1

В конце 2013 года в Москве был объявлен конкурс на разработку дизайна, производство и размещение напольных указателей столичной подземки. Специалисты нашего НИИ решили, что надо участвовать. На конкурс Студия Артемия Лебедева шла вместе с партнерами-производственниками: с нас в проекте - дизайн напольной навигации, с партнеров - изготовление и размещение указателей.

Работа оказалась интеллектуально насыщенной. Если вы видите на станции перед закрытием странно возбужденных людей с полотнами цветной пленки, то это наверняка Костя, Марк, я, Сережа или Егор.



Каждому на проекте есть, о чем рассказать. Костя рассказывает про то, чем стрелочка-галочка лучше стрелочки-палочки и про то, где на станциях тайные пространства и что в них внутри. Сережа - про то, почему стрелки вообще не нужны. Марк - почему оптимально делать круглый знак в напольной навигации размером с дорожный. Егор распускает слухи, что менеджеры обещали за каждый день работы выставлять ему "Гиннесс". Менеджеры говорят, что это он сам придумал.

Я попробую рассказать про дизайн и про нескучное. Трансляция про схему метро научила: главное в ведении прямого эфира - расставить параграфы, а то потом хрен найдешь, что где было. Соответственно, сейчас начинается первый параграф.


§1. Дизайн напольной навигации начался с того, что надо было выполнить конкурсное задание:


"В составе заявки предоставляется концепция дизайн-проектов размещения элементов напольной графики (в виде эскизов и предварительных схем нанесения элементов) на станциях: Александровский сад, Арбатская (Арбатско-Покровская линия) Библиотека им. Ленина, Боровицкая, Киевская (Арбатско-Покровская линия), Киевская (Филевская линия), Киевская (Кольцевая линия), Китай-город (Таганско-Краснопресненская линия), Китай-город (Калужско-Рижская линия), Комсомольская (Кольцевая линия), Комсомольская (Сокольническая линия)."





Вот чем характерны узлы первой очереди из конкурсной заявки:

На "Комсомольских" - три вокзала, им нужны свои отдельные указатели.

"Китай-город" - кроссплатформенный симметрично организованный (это плохо для пассажира, ориентироваться не по чему) узел с тремя выходами с каждой платформы, обе станции на неопытный взгляд различаются незначительно.

"Библиотека" - узел из четырех станций, есть проходные (с одной станции на другую надо попадать через третью), есть "Александровский сад" с раздвоенной веткой (часть поездов уходит до "Международной", часть - до "Кунцевской").

"Киевские" - станции с запутанными переходами, три одинаковых названия в пределах одного узла, одна из веток разветвлена.

Эскизы надо было сдать через три недели (включающие самые веселые "рашн-стайл-вдыхай-выдыхай" недели года: Великую предновогоднюю запару и Великое январское вымирание). Решили приступить в выдыхай-неделю, пятого января с утра, и сделать концепт бодрячком за девять рабочих дней. Тем более, что основная работа на этом проекте - думать головой и смотреть глазами.

В общем, до пятого числа мы успели только позвать на проект дизайнера Костю ckonovalov Коновалова (того самого, который http://ckonovalov.livejournal.com/99653.html, зырьте, кто еще не) и купить лазерный дальномер.


Лирическое отступление про лазерный дальномер

Лазерный дальномер - это такая штука с лучом. Наводишь луч воо-оон на тот столб, жмешь на кнопку, дальномер тебе говорит: 10,7 м до цели. Или 18,4 - как повезет. Он это делает с помощью красной точки, как у снайпера на винтовке.

Так вот оказалось, что лично я, например, не очень хорошо представляю, как устроен окружающий меня мир в метрах. Там, где мне мнится 23 м, обычно оказывается 15. Погрешность - чудовищная, на треть ошибиться для меня - норма. Я пошел тогда приставать к людям вокруг - оказалось, что не я один такой, практически все совершенно не представляют себе, сколько на самом деле метров до столба. До двери. До конца коридора. В голове у всех - сплошное вранье и приписки. После нескольких дней хождения с дальномером и постоянного прицеливания глазомер становятся поближе к истине, но зато батарейки жрутся с лошадиной скоростью.

Я считаю, для дизайнера хорошо развитый глазомер - полезный навык. Можно, например, облокотившись на барную стойку, и позвякивая "Белым русским", мужественно так процедить: "До двери всего 11,3 м." И потом достать дальномер из нагрудного кармана клетчатой теплой рубахи и показать, что, действительно, не ошибся. Хотя нет, лучше не надо, плохой совет, забудьте. Просто пейте.

Конец лиротступления.

§2. Итак, мы встречаем пятое января с кофейком близ "Пушкинской", читаем ТЗ. Конечно, можно было сделать эскизы-концепты и не по ТЗ, но мы почему-то решили, что концепт в заявке должен сразу решать конкурсные задачи.

Вот ТЗ (кликабельно):


Вот станции, на которых в итоге должна будет появиться навигация:



Система обозначений: бриллиантовый узел Пушкинской - то, где есть напольная навигация сейчас (установлена в рамках пилотного проекта Дептранса в 2013 году), фиолетовые круги - затронутые объекты госохраны, красные треугольники - объекты культурного наследия Москвы. Все изменения на таких станциях нужно согласовывать с Департаментом культурного наследия. Это минус сроки, а сроки у проекта очень сжатые, это госконтракт и в нем хрен опоздаешь.

Примерные схемы станций лежат в интернете, бери и печатай. Надо спуститься с планом в метро, отметить, где висят указатели:

Костя отмечает, какие надписи с каких сторон на каких подвесных указателях видны:



Оказалось, естественно, что все схемы в интернете неточны - видно, что их рисовали ребята без лазерного дальномера. И вообще делали это дома по памяти. По памяти чуваков, которые им рассказывали о том, как там все устроено. Как там все устроено было примерно во времена их молодости, еще до войны, когда схемы станций еще не были уничтожены перед броском фашистов к Москве. На одной из "Киевских", например, на общедоступной интернет-схеме платформа нарисована короче на пять вагонов. Пять вагонов - это погрешность в полсостава, есличо.

Понятно стало, что однажды мы столкнемся с необходимостью делать свои схемы или найти Схемохранилище судьбы. На этом этапе не особо горит, изготовление эскизов не требует хирургической точности.

Нафоткали станций (тут, естественно, только небольшая часть):



Старались все, что только есть полезного, зафиксировать. Жгун, например, заснял пассажирку, которая перемещается так, что четыре раза попадает в один кадр:



Для фоточек завели папочек:



Поковырялись в студийном "Мозгу", и еще что у дизайнеров было.

Навскидку из сусеков, первое попавшееся: наклейка с планом станции. Это попытка показать, куда пойдут поезда  с платформы. Спустимся с лестницы и пойдем вперед - уедем в центр. Спустимся и пойдем назад - уедем из центра.



Каждый день одна и та же девушка выходит на платформу, дизайнер рисует с нее джипег. Смешная шестерко-девяточная проблема в одном из кругов:



Показываем, куда нас увезет эскалатор, прямо издалека:



Линии и круги на полу. Прикольно, что они без направления движения врут - можно на зеленую идти как от нас, так и к нам:



Стрелки-круги. Их лоббисты еще попьют нам мозг вдосталь в ходе проекта:



И еще, рацпредложение с 2006 года пылится:



И еще, недавнее:



Ну и самое важное, конечно, ради всего все и затевалось:



В студийном "Мозгу" еще триста идей по теме, разной степени безбашенности. Главное в нем всегда - не залипнуть и двигаться вперед.


§3. Есть у задачи и важные ограничения, наметим их.

Конечно, не хочется портить архитектуру. В мире есть много примеров того, как станции метро начинают выглядеть перегруженными с появлением хаотично сбацанной навигации. Собственно, основная соль проекта для дизайнеров - сделать так, чтобы табличек было необходимое и достаточное количество, и чтобы в красивейшем метрополитене мира не случился внезапно Черкизовский рынок. Кто же еще бережно отнесется к наследию предков, если не мы.

Так что перед тем, как взять болгарку и идти пилить пол, надо хорошо подумать головой. О, что? Болгарку?


Про болгарку

Напольная навигация - это ведь не наклейки будут. Наклейки уже вешали на узле "Чеховская - Пушкинская - Тверская", они спустя несколько месяцев эксплуатации выглядят, как вот на фоточке слева, нищета куртизанок. А Дептрансу надо, чтобы наклейка выглядела через эти же несколько месяцев примерно так, как вот на фоточке справа, причем без геморроя с постоянной переклейкой:



С 2013 года на пушкинском узле на полу есть напольные таблички - разных материалов, размеров и пр. Одна из них отличается особой стойкостью. Не стирается, не портит цвет, то, что надо.

Потому что она - не наклейка, а сделана из крашеного в массе полимербетона, каждая буква - отдельная форма; как я понял, для каждой буквы делается белая отдельная бетонина, затем все бетонины наклеиваются на основу и все заливается бетоном цвета фона. Получается тяжелая такая навигационная плита-табличка, под нее в полу вырезается дырка, гранит вынули, табличку вставили. Плита стирается вместе с гранитом, служит много лет.

Мы шли на конкурс вместе с производственным партнером, и это значит, что надо было готовиться к использованию этой технологии. Ну то есть, что не стоит рассчитывать на нарезание в полу дыр направо-налево; табличек должно быть не больше, чем нужно. Невозможно переклеивание - надо тщательно примериваться. "Поменять табличку" значит вырезать болгаркой и вынуть старую, отлить в бетоне новую, перемонтировать. Вокруг таблички будет технический кантик замазки. Нужно учитывать конкретные стыки конкретных плит - понадобятся точные указания мест, и гранит при монтаже не должен откалываться. Может быть, понадобится ездить на монтаж. Короче, много геморроя.

К ограничениям мы еще вернемся, их в проекте будет навалом.

Важно, конечно, главное еще понять - зачем вообще нужна напольная навигация. Есть ощущение, что при хорошо спроектированной подвесной можно свести напольную к минимуму. Вопрос в том, какой план зреет в недрах Дептранса на тему подвесных табличек. Очевидно, что во время январских каникул даже задать вопрос некому, да пока и не нужно.



Будем для простоты на заявочный период исходить из того, что верхняя навигация какое-то время останется такой, как сейчас - стихийным гибридом нескольких систем, неочевидным и запутанным. К уточнению этого вопроса мы вернемся позже (мы убили на него пару дней жарких споров), а сейчас - йухха, расчехляем идеемет и начинаем генерить.


§4. Лирическое отступление про силу искусства

Главное в идее что? Сначала проверить ее на жизнеспособность и потом хорошо подать.

Вот, есть у нас, к примеру, идея о том, что надо перспективно искажать таблички - так их лучше видно с высоты роста. Издалека правую табличку будет видно гораздо лучше левой (это хорошо знают автомобилисты):



Предлагаю читателю сравнить подачу одного и того же материала в разных Вселенных.

Вот Вселенная Проектирования - первая на нашем пути, мир джипегов-подделок:

026-perspektiva
(Это то, как обычную табличку видно издалека.)



(А это - искаженная. Эффект особенно сильно работает при маленьких углах обзора, то бишь с расстояния метров в десять.)

Вселенная Модельного Прототипирования - мир распечаточек, примерочек, макетов из говна и палок:


(Егор не молится на конверсы, как можно подумать, а эмулирует взгляд издалека на гигантскую табличку - плоттер сломался.)

Затем наступает Вселенная Реального Прототипирования - мир, в котором плоттер у вас еще не починился (каникулы же), зато у вас есть скотч.



#Незабыть: попросить студийных админов найти эпическое видео с камеры 10 января, где Жгун на полу у ресепшена сотворяет полотнища.

А еще во Вселенной Реального Прототипирования и полицейские реальные, и они должны будут гонять вас со станции и у вас будет пара минут на примерку. Прибежали, положили, щелкнули, собрали, убежали. (Дежурные у эскалатора в среднем через пару минут уже вызывают к непонятной движухе в центре станции патруль по громкой связи.)


(Это мы смотрим с близкого расстояния. Чем дальше, тем сильнее виден эффект - красная табличка читается лучше.)


(Наверное, потому, что она краснее и больше) (на самом деле нет).

И, наконец, после всех примерок идея переселяется во Вселенную Иллюстрации - мир, в котором уже бывает все. Например, Бенедикткамбербатч с подачи Егора как бы объясняет про углы, катеты и все такое:


В общем, фоточки и тесты - это правильно, а картинки и комиксы - это прикольно, да и пенты не гоняют.

Конец лиротступления и, по совместительству, конец поста.

Впереди нас ждут попытка понять, какова вообще роль напольной навигации в этом холодном равнодушном мире, резкий поворот дизайн-задачи, оформители-гопы, неравнодушные пассажиры, горы скотча и распечаток. И медведь.

До встречи.



Tags: Дептранс, Егор Жгун, Костя Коновалов, Марк Родионов, Сережа Стеблина, метро, напольная навигация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →