Людвиг-в-ж-ж (grosslarnakh) wrote,
Людвиг-в-ж-ж
grosslarnakh

Еще один подход к оценке интерфейса: сценарии + дофамин

(Краткое содержание поста: дизайнеры с дизайнерами разговаривают о дизайне, остальным неинтересно.)

* * *

Бывает, пришлют на внутреннюю рассылку какой-нибудь параллакс-сайт, сопроводят восторженным комментом. Вот, мол, смотрите, как классно. Переходишь по ссылке, а оно очень долго грузится, до невозможности. Не то что круто выглядит и вызывает счастье, а наоборот, просто бесит. Или, например, есть люди, обожающие айфон; есть и испытавшие во время знакомства с ним ненависть. Или, например, дизайнер делает интерфейс. Как понять-то, полюбят интерфейс или нет? Примут приложение или будут обзывать говном?

Я вот тут подумал, что для предсказания можно взять обычную, со времен Раскина, модель оценки интерфейса в действиях (кликах, наведениях) и к ней пришить раздачу наград и наказаний (для кого-то это суть дофамин). Вроде все сходится и до банальности просто.

* * *

Возьмем для первого примера процесс регистрации. Человек начинает регистрацию и обычно расценивает это как тупую трату времени. Дизайнер меж тем форму регистрации задумывал как быстрый этап, два джипега, пара кликов, все классно.

Если говорить про скрещивание Пользовательского сценария с Наказанием-и-Поощрением, то для пользователя регистрация выглядит так - надо ввести имейл, нажать на большую кнопку "Зарегистрироваться", зайти в парольницу (началось наказание),  ввести в парольнице пароль, создать запись с паролем про новый сайт, скопировать пароль, пойти на сайт, вбить пароль первый раз в первый пароль-инпут, вбить пароль второй раз во второй пароль-инпут, нажать кнопку, получить подтверждение на почту (это еще несколько шагов и еще почта может не сразу прийти), нажать подтверждение, вернуться на сайт, ввести в новое окно логин и пароль. Потом тебя пускает в личный кабинет, выдыхай, сценарий-из-под-палки закончился (и только тут наказание вроде как заканчивается).

Человек почти что кипит. Понятно, почему - все эти шаги числом около пятнадцати окрашены пиздецом интерфейсного наказания. Пятнадцать вынужденных действий, пара минут неволи, ясно, почему люди процесс не любят. (Причем я подозреваю, что люди склонны любые действия без поощрения воспринимать в интерфейсе негативно - как трату времени.)

Вместе с тем, приободрить человека и поменять его настроение просто. Надо показать ему простейшую приятную глазу анимацию или письмо прислать одобрительное хорошо составленное нетупое. Проследить, действительно ли сайт быстро обработал запрос, и как быстро почтовик рассылает письма.

Гораздо позитивнее должен восприниматься интерфейс, в котором при регистрации не нужен пароль, а в почтовый ящик сваливается автоматическая ссылка и надо ее нажать. (Авторизация через фейсбук или гуглплюс - дело вроде хорошее, но на деле плоха тем, что сайт получает доступ к друзьям, а люди часто склонны рассматривать это как негативное вторжение.)

* * *

Второй пример для проверки - из начала разговора: параллакс-сайт. Клево придумано, в теории неплохо звучит. А на практике для человека плохо оптимизированный параллакс - это крутить раз за разом вниз экран за экраном при жутко тормозящем компе. Много действий, окрашенных наказанием. Когда все прогрузилось и закешировалось - уже поздно, пиздец, пользователь в ярости.

Пример показывает нам, почему очень важна технология внедрения. Потому что пользователю похуй на джипеги, его оценкой управляет дофамин в голове, а не проектирование.

* * *

Главная мысль: для того, чтобы количественно оценить, хорош ли интерфейс продукта, надо взять обычный интерфейсный пошаговый сценарий прохода по сайту, расставить на нем точки наказания и одобрения и посмотреть, сколько длятся окрашенные радостью или горем пути.

Ключевые слова - "количественно оценить". Скорее всего, в секундах удовольствия и секундах наказания. (Конечно, это способ для тех дизайнеров, кому недоступны результаты АБ-тестирования на миллионах посетителей. Кому доступны, тот количественно все уже оценил :-)

Потом надо постараться свести к минимуму (а лучше - выкинуть нахер) все точки наказания и расставить везде как можно больше точек приободрения и поощрения. Все эти интерактивные галочки, микроанимации-подмигивания. А для интерфейсов, заточенных на постоянное возвращение пользователя и использование день-за-днем нужно придумать микронаграды, закрепляющие привычку. Звук уходящего письма, цветочек на шагомере и все в этом духе.

Ну и соответственно понятно, куда смотрят все лаборатории, в которых добровольцы должны под видеозапись на время решать интерфейсные задачи - со временем испытуемых будут все чаще засовывать в супер-нано-МРТ-будущего и смотреть, как при работе с интерфейсом кора головного мозга окрашивается. Перебора интерфейсных решений будет все меньше, осмысленного интерактивного языка с устоявшимися приемами - все больше. Даже непонятно, почему после просмотра рекламы стирального порошка по телику в 21 веке я ловлю себя на том, что улыбаюсь, а после просмотра hp.com - еще нет.

Хотя на самом деле понятно: если у рекламы уже случился свой Огилви, то повсеместный приход нейропсихологов в интерфейсостроение - еще впереди.

* * *

Третий пример - фейсбучный интерфейс, в котором всем нихуя ничего не понятно, но там постоянно встречаются поощрения-картинки, подмигивания-фоточки, теплые ламповые друзья. Ваша фотка каждые два сантиметра ленты - у каждого приглашения закомментить, только знай мотай. Чистый постоянно свежий дофамин - и не нужно вообще никакого пользовательского сценария.

Ну или вот игры. Целый час удовольствия каждые полминуты, или еще чаще.


* * *

Конечно, управление человеческим вниманием и настроением - дело техники, надо только матчасть знать. По теме: закон Хика-Хаймэна, Раскин, "Мозг и душа", "Сила привычки". Если знаете еще какие-то подходящие тексты, киньте в комменты. Наверняка этому подходу уже сто лет в обед, я даже не сомневаюсь.

Tags: "Мозг и душа", "Сила привычки", Вильям Хик, Джефф Раскин, Крис Фрит, Рэй Хаймэн, Чарльз Дахигг, дофамин, интерфейс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments