Людвиг-в-ж-ж (grosslarnakh) wrote,
Людвиг-в-ж-ж
grosslarnakh

Схема метро: Донт-ворри-би-хеппи, или Не ломай, специалист!

Чуть больше года назад, первого ноября, начался конкурс на разработку схемы линий московского метро. В стенах нашего НИИ спроектировали одну из лучших метросхем в мире, работа над усовершенствованием которой, впрочем, не прекращается ни на час.

Продолжим же, о мой неунывающий читатель, следить за тем, как дизайнеры-ботаники продолжают планомерно - укус за укусом - грызть кусок годовалого, но по-прежнему свежего, метронаполеона. И первым слоем на сегодняшней порции у нас намазана эпопея с наклейками над дверьми.

Для затравки: наклеек для светодиодных табло в ближайшее время не произойдет. Вот эти вот, со светящимися кружочками, откладываются до лучших времен:



И останутся пока что вот такие вот:



Впрочем, удастся навести порядок хотя бы в простых бумажных схемах линий, висящих над окнами.

Это важный момент в жизни каждого дизайнера, когда опять не удается сделать сразу все, как хочется. Тысячи молодых провинциальных специалистов ломают на Перевале Несбывшихся Надежд тысячи перьев от вакома; все, что мне им хочется сказать: не ломай, специалист! Так со всеми бывает, что ты, в самом деле, нервничаешь, как истеричка. Ну не приняли у тебя логотип (эскиз сайта; страницу "Где купить"; макет пакета), ну и хер с ним; будь спокоен, не ты один такой.

Не сжимай ваком в руке, отложи его в сторону, завари чаю; давай расскажу тебе, как ребята обычно ебутся.

172. Проектирование линейной схемы началось в конце февраля, сразу после завершения конкурса. Если с линейными неэлектронными схемами все было понятно - они размещаются только в вагонах Е и 81-717/714 всех модификаций и имеют одинаковый размер, то с диодными так просто не получилось. Пришлось заниматься классификацией, собрать разные схемы, определить, на каких линиях какие вагоны, какие в вагонах под эти схемы размеры, каково распределение диодов по промежуткам между станциями и пр.

Из Дептранса и метро присылают материалы для анализа, Наташа укладывает их в гербарий бейзкампика:



Когда гербарий был примерно полон, Марк примерно наверстал:

"… появились официальные минуты, все переставляю заново.

Схемы для Русичей и Оки
Самая готовая - Арбатская ветка. На ней лучше всего решены отступы у кольца. В подписях станций я добился равномерности. На серой ветке хочу тоже убить дыру над Новослободской. На остальных табло оставляем перегоны разной длины. Егор предлагает не гнуть кольцо. Кстати, оно теперь едет в другую сторону, чтобы река не взрывала мозг, хотя она и так взрывает. Пересадки с одинаковыми названиями, стали подписываться один раз. "3 Киевская, 4 Киевская -> 3 4 Киевская". У аэроэкспрессов и автубосов новая толщина линии. Бесят квадратики с номером линии в заголовке, хочу найти им другое место. Нет филевской линии.

Схемы номерных вагонов
Самая готовая - зеленая ветка. Почти во всех схемах <...> минуты либо такие же, как вне кольца, либо чуть-чуть длиннее. Эти схемы сырее русичей, много что пока стоит криво. Сопряжения с кольцом нигде не проработаны.

Я еще не проверял интерлиньяж в пересадках, пересадки на электрички, кроссплатформенность, номера автобусов, пробелы перед инвалидами и подпись 1 мин. Реки пока стоят не по центру перегонов или их вообще нет."

Первые файлы:



Фрагментик покрупнее:



Еще жива чересполосица, которую потом зарубит арт-директор.

(Дальше следуют десятки дизайн-гипотез, я не буду повторять тут этих картинок, они собраны в майской солянке - http://grosslarnakh.livejournal.com/44985.html, п. 154 и в содержогле http://grosslarnakh.livejournal.com/43923.html, поиск по фразе "Схема одной линии".)

В марте пока еще не очень ясно, что делать со светодиодами на сложной Филевской линии, но к апрелю эта самая занозистая схема спроектирована, и краткий документ отправляется в Дептранс и оттуда - на просмотр программистам:


Картинка с анимацией:



Вроде бы такое перепрограммирование понятно и табло должно его выдержать. От программистов возражений не поступает.

Конец мая. Готовы макеты линейных схем:


Фрагмент покрупнее:



В какой-то момент к проекту "Схема одной линии" имеют отношение Дептранс, мосметро, программисты-подрядчики, службы метро, занятые подготовкой тендера на печать схем (у нас в стране нынче на все нужно заводить отдельный конкурс), еще одни подрядчики, с которыми делалась пробная печать для того, чтобы определить материал, на котором надо печатать (и для этой пробной печати тоже нужен отдельный договор), сотрудники депо, в которое Марк договорился бегать примерять макеты, руководство расклейщиков, рекламщики и, наверное, я кого-то забыл еще.

В июне из недр нашего НИИ исторгается руководство по перепрограммированию диодных табло:

Затем наступает - сюрприз :-) - период летних отпусков, и все встает на паузу.

(Тут стоит упомянуть, что роман Александра Дюма "Граф Монте-Кристо" заканчивается словами "Ждать и надеяться". У меня есть ощущение, что из этих слов - "Ждать и надеяться" - должен состоять припев гимна профсоюза дизайнеров. Да вообще весь гимн может состоять из них.)

Собственно, теперь остается ждать, когда определится типография, а программеры переделают прошивку табло. В сентябре выясняется, что ответ по перепрограммированию все-таки отрицательный.

Ну да, да, я тоже сначала недоуменно ухмыльнулся. Че там делать-то, еба, это же тупое табло с лампами. Прямо сейчас, если кто забыл, прогрессивное человечество отмечает 21 век из обещанного "Пионерской правдой" будущего, а на Марсе ездит марсоход.

Общаться с подрядчиками отправился главный программист студии Костя Моршнев; на месте прояснилось, насколько все в табло устроено плохо. Как объяснил Костя, логика деления на сегменты прописана не "наверху" (например, в программе на компе), а сделана в самом низу (прямо в табло). На них приходят сообщения вида "сейчас вторая станция из 20" и исходя из вcтроенной таблицы 30x30 (кое-где 32x32), считается число светящихся и моргающих сегментов.

Как я понял, в данной логике не надписи диктуют огонькам, где загораться, а наоборот - огоньки на табло загораются по жесткой предопределенной схеме (и по-другому не умеют), а надписи уже приноравливаются, как могут.

Вот как объяснение проблемы выглядит в моей голове:

Костя написал:

Какие есть варианты:

1. Ничего не делать, адаптироваться к существующей логике работы табло.

2. "Читить" в рамках текущей логики работы. Но тут в голову не приходит ничего, кроме заведения после настоящих ряда фейковых станций  (и увеличения таким образом общего числа станций). Этим можно например будет добиться, что все станции будут шириной в 1 элемент (и часть табло не будет использоваться).

3. Менять логику работы табло. Подводные камни: есть поезда разных серий, в старых для перепрограммирования табло его надо физически снимать, снимать микросхему ПЗУ, перепрошивать ее и ставить назад. В новых это вроде как можно делать без разбора, но все равно это надо физически перепрограммировать каждое табло. И если есть разные аппаратные реализации табло, значит надо делать разные прошивки (+ их надо тестировать).

Далее варианты смены логики работы:

а) без смены протокола взаимодействия с кабиной. В этом случае можно разве что придумать новую, более удачную таблицу разбиения на сегменты от числа станций. Возможно объединив с вариантом два (типа для четного числа станций оставляя больше места в середине, для нечетного - разбивая равномерно).

б) со сменой протокола. В этом случае выглядит логичным, чтобы на каждой станции передовалось число горящих и моргающих сегментов.

Формализованно постановка задачи должна звучать как-то так: Управляющая программа должна позволять вручную задать число секторов табло на каждую станцию. Для этого видимо нужен отдельный диалог, в котором можно будет для каждой станции задать число секторов, не меньше одного и не больше 8, и чтобы чтобы суммарное число было не больше 32 (30). И вероятно кто-то должен нарисовать, как это будет выглядеть с оглядкой на имеющийся интерфейс.

На низком уровне, если информация про общее число станций нужна только табло и если для передачи числа станций используется один байт, то можно будет поменять только это сообщение, не меняя ничего больше - скажем в 5 битах кодировать число горящих сегментов, в 3-х оставшихся - число моргающих сегментов (0-7 или 1-8). Но если это не так (число станций используется и другими устройствами, нет байта, а есть всего 5 бит), то передача числа горящих и моргающих сегментов потребует изменения с протокола и соответствующего тестирования (к шине подключены не только табло, но и много других устройств).

Дальше, как я понял, больше: при углублении в логику существующей работы получается, что вариант номер 2 (с читом) будет работать только в одну сторону движения, а в обратную уже возникают проблемы - сейчас-то сегменты на схеме распределены симметрично, а-ля 3-3-4-4-3-3. Вариант номер 1 (оставить как есть) не устраивает, а вариант номер 3 требует переделки всего. В копилку еще фактик, что для замены программного обеспечения нужно снять, перепрограммировать и вернуть на месте более пяти тысяч блоков, часть радиоэлементов снята производителем с производства несколько лет назад, ну и так далее.

Короче, у Дептранса, видимо, неожиданно появилась еще одна проблема (хотя, подозреваю, сотрудникам Дептранса Москвы к возникновению неожиданных препон на ровном, казалось бы, месте не привыкать). В воздухе пахнет масштабной работой, проведением конкурса, наведением порядка с перепрошивкой тысяч устройств и т.д., мы же пока искренне желаем коллегам удачи и сдаем в печать линейные бумажные несветодиодные схемы.

Хотя до сдачи, как водится, Марку пришлось нелегко.

Лирическое микроотступление про то, как не нужно принимать правки.

Марк устал получать от каждого участника процесса раз в неделю в почту глубокомысленные придирки по капельке, собрал всех вместе и высказался в том смысле, что, если кому-то есть что-то сказать, то скажите сейчас или уже заткнитесь навсегда. Идея, прямо скажем, была так себе: если илитные московские дизайнеры поодиночке могут указать парню из Омска лишь на пару шероховатостей в работе, то при виде друг друга они пробуждаются от спячки и в мироздании открывается Неожиданный Фонтан Идей "А Если Попробовать Сделать Вот Так". Если бы Марк вовремя не опомнился и не разогнал сборище в фонтане, он бы и до Нового года проверял разные смелые гипотезы. Не думаю, что он нас в следующий раз позовет.

Одновременно недавно в Дептрансе переосмыслились знаки нумерации линий: нас попросили вместо прямоугольников использовать круги. Ну круги так круги.

Конец лирическому микроотступлению и работе над линейными схемами. Вот что ушло в печать:


Уголки на картинке черные, потому что там будут скругления. Серенькая строчка в углу - подпись студии, бледненькая. У Каширки на раздвоении вот так решили написать:



А че, пусть будет (лично я вернулся из Европы и вообще теперь стал за любую осмысленную движуху, у меня теперь, похоже, есть теория по поводу мутаций в дизайне, хочется доформулировать и как-нибудь рассказать).

В общем, прогресс не остановишь, пусть даже и без диодиков. Главное - знать, что в итоге все получится так, как ты хотел.

173. Левой ногой Марк пересобирает следующую версию схемы. Есть желание сделать Гантели Пересадок  одинаковой наикратчайшей длины по всей схеме, разобраться с непрямыми линиями и попутно решить еще сто пятьдесят проблем, ну и буквы увеличить тоже.

Вот от него альфа-версия:

Посмотри как в себя придешь)
Более-менее утрясся центр. Сильные сомнения про белорусскую, сильно плохой деловой центр.
Кегль вырос с 15,7 до 19



Естественно, там еще двигать и двигать. Менделеевская слетела, и еще десяток мест - до всего этого дойдут ноги. Зато теперь мы знаем, что Руль имени Ленина действительно можно уменьшить, как и предполагалось.

Эволюция руля (да и на круглые пересадки на Киевской и Третьяковской тоже любопытно посмотреть):

m-358-rule

174. Обоими руками Марк делает вестибюльную схему с наземными транспортными маршрутами, на которых можно добираться быстрее, чем на метро. Вот состояние на начало ноября:



К концу месяца прогнозируется завершение работ.

Мне кажется, что место ее не у касс, а очень даже на платформах: там люди вышли наконец с эскалатора и могут думать спокойно о  маршрутах. В качестве доказательства я обычно толкаю коллегам телегу о том, что потертости на инфососных наклейках явно говорят, что в одних местах на пути люди не думают о маршрутах (и не трут наклейку пальцем), а в других - думают (и трут).

175. Тем временем вышли в свет по-новому заламинированные схемы для инфососов, с полиэтиленовой, что ли, ламинацией, и красной стрелочкой. Фоточки:

(эээ, сорри, фоточки завтра; пора бежать)

Tags: Костя Моршнев, Марк Родионов, метро, схема метро - 2013
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments