Людвиг-в-ж-ж (grosslarnakh) wrote,
Людвиг-в-ж-ж
grosslarnakh

Схема метро: майская солянка

138. Если взять, к примеру, пленного из числа читателей этого журнала и пытать его схемами, а потом пообещать отпустить домой после Самого Страшного Испытания, то, конечно, этим испытанием должен стать тест на знание типов и размеров схем-с-алфавитными-указателями. А всё потому, что таких схем восемь, разных размеров и макетов, без шпаргалки не упомнишь.

Кошмар корректора Саши Носикова - алфавитные указатели на двух языках, четырнадцать штук. Если собрать их рядом, получится большое минное поле:


Если на схеме че-нить перемещается, то, бывает, специалистам цеха верстки приходится давать дизайнерам пиздюлей вносить изменения во все четырнадцать алфавитных указателей, а специалисты цеха корректуры потом вырывают дизайнерам почку аккуратно и не спеша все это сверяют.



* * *

139. Интересный момент: иногда подписи к одному урбониму попадают в разные ячейки, и поэтому в русском алфавитном указателе "Белорусская" лежит в ячейке B4, а в англо-американском индексе "Belorusskaya" - в B3.



(За что люблю этот ЖЖ, так за то, что он выжигает дырочки в моем ужасающем невежестве - вот еще недавно не знал слова урбоним; а ведь кроме урбонима есть еще и особенно милый моему русскоговорящему уху хороним, про который, впрочем, ничего из интернета, как обычно, не ясно - где-то написано, что хороним - это городское здание, а где-то - что это страна. Кто по-настоящему в теме, просветите про хороним в комментах, пожалуйста.)

Веселее всего Жгун расставил жизнь разбросала шесть подписей к трем вокзалам:




* * *

140. Тут у нас, кстати, разногласия в нескольких тонких моментах. Например, на "Чкаловской".

Проблема такая: надпись "Чкаловская" находится в одной координатной ячейке, а пенек ейный - в другой ячейке. Что писать в алфавитном указателе?



Представители партии топореализма считают, что правильно указывать в указателе квадрат, куда попадает именно объект (в данном случае это D5). Аргумент топореалистов: объект физически находится в квадрате D5, люди при чтении захватывают и границы соседних квадратов, объект не потеряется.

Чуваки из партии буквонаходизма за то, чтобы правильно указывать квадрат, в котором лежит подпись буквами, а не объект. Аргумент в пользу буквонаходистов - если написали D5, значит, надпись должна там железно найтись, а если она рядом - в C5, то хер что найдешь, и это бесит.

В итоге все разрешилось достаточно просто: в один из дней, воспользовавшись отсутствием топореалистов на работе, буквонаходисты утвердили у арт-директора второй подход. Реалисты потом заявили, что это косяк и стыд. А чо, нечего на работу к четырем часам приходить.

Хотя на самом деле последнюю точку в вопросе ставит Курский вокзал. Смотрите, как он работает у станции "Чкаловская", говоря нам, что там есть вокзал и можно вылезать из вагона:


Если "Чкаловская" на С5, то можно ставить значок Курского вокзала и у нее. А если применять топореализм, то значок ваще в D4 живет и начинается Нескучный ад.


* * *

141. Блин, я понял, что постоянно по-разному пишу в тексте и на картинках названия станций: то с кавычками, то нет. Спросил у Кати совета.

Станцию в тексте надо всегда писать с кавычками, неважно, стоит ли перед названием слово "станция": и станция "Пушкинская", и просто "Пушкинская".
А вот площадь пишется без кавычек: Пушкинская.
Дальше послежу.

* * *

142. Понятно, что эта вся координатная сетка - жуткий в производстве геморрой, но лучшего решения для схемы мосметро пока нет. Думали-думали, как хакнуть систему и обойтись без сетки, но тут одна нерешенная пока затыка - центр.

Если с радиальными концами веток расправляются стрелки-указатели, то в центре пока ничего хорошего не придумано - кружок без объяснений и чтения сопроводительных текстов не канает как обозначение центра. Ну и плюс площадь стрелок мала (привет от желтого цвета), из указателя исчезают номера веток, дальтоники курят сметану и пр.

Можно даже побороться с хаосом на верстке и перехитрить светлые цвета – ставить отдельно крупный кружок для цвета, за ним черную стрелку для обозначения направления, но центр, центр не дается никак. Там несколько десятков станций, расположенных как попало, они пересекаются непредсказуемо, люди, не прочитавшие легенду к указателю (!), при виде просто-кружочка ничего не вдупляют и начинают искать по всей ветке сверху вниз.

"Багратионовскую" понаехавший ищет легче в варианте со стрелками. А вот с "Баррикадной" наступает затыка (имеется в виду, если вы не в курсе условных обозначений):


Слева направо – указатель с привязкой к сетке, указатель со стрелками и кругами на схеме Андрея Козинского (приводится по версии для сайта, в версии для печати там ад с версткой стрелок - понабрался плохого у Бирмана, похоже), указатель со стрелками и кругами на схеме Ильи Бирмана. Размер второй колонки произволен, т.к. она из веба, относительные размеры первой и третьей колонки выставлены согласно пэдээфам для печати.

Причем это только кажется ведь, что в центре искать станцию проще, и надо спасать того, кто ищет "Беляево"-рыжую-внизу, а не "Китай-Город"-рыжий-в-центре:

Беляевская легкотня:



Китайгородский адик:



Мы тоже сидели, думали: вдруг есть хак, спасающий и центр тоже? Думали про то, что можно ввести координатную сетку только внутри кольца, или заебашить по нему полярные координаты, или разбить по делениям часового циферблата, или использовать систему "север-юг", или нумеровать станции, рисовать мини-карты у каждой станции в указателе, и прочая, и прочая. Вот была бы у центра иконка, было бы полегче. А пока ничего толкового: есть ощущение, что гипотетическая тетка-немосквичка не осиливает сходу центр. И даже две точки рядом не очень тащат: большинство веток с кольцевой, например, по два раза пересекаются.

В итоге со стрелками хорошая честная попытка, но квадрат А1 и его семья пока не побеждены до конца. Сетктанты торжествуют.

* * *

143. Смешное совпадение было про цветной прямоугольник с текстом "Карта, которую ждали" в ЛВУ (ЛВУ, если кто не в курсе, это "левый верхний угол", остальные углы в письменной речи именуются по аналогии; пример: "есть мнение, что пиктограммы у нас зачеркнуты "неправильно": у нас косая черта из ПВУ в ЛНУ, а надо из ЛВУ в ПНУ."; пиктограммы, кстати, перезачеркнули, сделав заодно перечеркивание пожирнее; хотя должен сказать, что поосторожнее надо быть с огульным применением канонов: например, вот тут перечеркивание лучше оставить все-таки в покое, так что не догма).



Так вот, из-за особенностей рекламных контрактов есть на одной из схем такое вот место, и оно изначально свободно - указатель туда не влезает, и там будет рекламный дептрансовский модуль, и для начала там должна быть опубликована реклама новых московских транспортных карт оплаты, которые ждали.

Это я к тому, что не надо путать "карту, которую ждали" со "схемой, которую ждали".


144. Лирическое отступление про карту и схему

Схема и карта - не одно и то же. Схема - упрощенное изложение. Карта - жизнь. Зырим на картинки.

Карта:


(Яндекс.карта, перегоны между станциями закривлены, как интерполяция, но перегоны пассажирам вообще не важны, а важны лишь проходчикам, картографам и покупателям квартир. Главное, что выходы из станций стоят точно.)

Еще карта:


(Партизанская карта московского метро, "Партизанинг")

Типа карта:


(Indochina. Tao Tao & DY. 2002 на metro.ru)

А вот схема:


(Схема 1991 года с указанием магазинов около станций, источник неизвестен)

Еще схема:


(Пиксельная схема линий, Студия Артемия Лебедева.)

Схема, которая стесняется схемности и хочет быть картой:


(Схема 1987 года, источник неизвестен)

Все, все, больше не мучаю, остальные схемы и карты можно позырить на метро.ру:



В изготовлении схем и карт разница в том, что на карте главное - поставить все точно, как в жизни, и чтобы подписи влезли нормально. А на схеме все нужно выставить равномерно, чтобы плотность не скакала.

Ну вот, теперь вы знаете отличительный схемо-карто-тест по типу "свой-чужой". (Студийным дизайнерам, нечаянно называющим схему картой, иногда прилетает с сардонической вертушки – уж подъебывать-то мы умеем как никто, военные училища отдыхают.)

Лирическое отступление окончено.
Вперед, вперед, читатель, нас ждет интересное - лосиковая страна.





146. Вокруг лося

Схема с парками, она же схема с лосиком, она же станционная, она же вестибюльная, она же схема с транспортными маршрутами Москвы, разместилась справа на Стенке Судьбы:



На фотке две итерации - одна с транспортом, другая - с достопримечательностями.

Сначала встал вопрос о целесообразности и масштабе станционно-вестибюльного бедствия. Ну то есть самый дружелюбный к пассажиру вариант - сбацать для каждой станции свой стенд, на нем несколько карт - крупную, с нумерацией выходов и окрестностями станции, и еще ближайшую четвертушку Москвы с транспортом, и туда же лепить небольшую схему метро. И продержаться так осталось лишь десять лет - потом на всех станциях будут тачскрины с масштабируемыми картами и поиском.

Но вешать-то что-то нужно уже сейчас, в едином для всех станций печатном плакате-метр-на-метр, в который хочется влепить и всю Москву, и драмкружок, и кружок по фото, и тут неизбежно наступит какой-то предел, дальше которого ничего не влезает. Для выяснения предела Егор увеличил до метрового размера вагонную схему, и доклеивал на нее листы-гипотезы по мере готовности:



Здесь видно три наклейки: прямые московские дороги (желтым по белому, на юге), транспорт на севере и центр с Кремлем. Начнем, как водится, со скучного, с транспорта, а конфетка Кремля будет на сладкое.


Линии: макароны, шоссе, перегоны

147. Началось всё с забега на транспортно-макаронную фабрику №1 им. Тухачевского-Глаголева:











Красиво, чо, Олимпиада-восемьдесят. Понятно, где со 135 маршрута пересесть на 35, и вся Москва как на ладони. Правда, оказалось, что схема должна быть 5х5 метров, и из нее для размещения на каждой станции нужно будет вырезать отдельный кусок, а в метр на метр ни макароны, ни честные макаронные пересадки не влезают. Там же еще на каждой макаронине надо номер маршрута писать, и все это должно быть не мелким. В общем, все предвещало долгую битву.

Конечно, борьба за читабельность закончилась бы победой студии, если бы не московские прямые магистрали. Смотрим:



Конечно же, все это из-за того, что вместо схемы тут выходит карта. На карте отлично и подробно встанут автобусно-троллейбусно-трамвайные маршруты и городские шоссе, вот только ветки метро надо будет выкинуть нафиг - они, во-первых, кривые и, во-вторых, не выдержат визуальной конкуренции с макаронными пучками. Ну и плюс работа какая-то странноватая - можно просто распечатать яндекс- или гугл-карту, и будет точнее. В общем, я бы решал задачу создания такой карты быстрого городского транспорта на базе картографического сервиса, подобрав под нее рисунок маршрутов гортранспорта. Проект из разряда "можно сделать", но не в рамках этой задачи, и, на мой взгляд, там нужна более тесная интеграция с картографами, и совсем другой масштаб.

Вот макаронины (размер их на распечатке великоват, но легко себе представить их уменьшенными, и что будет твориться, когда они заполонят всю Москву):



В общем, есть предположение, что на станции метро такая схема как-то неуместна. Там бы все-таки большую схему метро для понаехавших дать, а не "схему транспорта Москвы минус метро" для местных.

Ну окей. Если прямые дороги рушат нам малинник, то давайте на них забьем. Попутно, раз картографическая точность теряется, а остается лишь упрощенность и схематичность, обрезаются аппендиксы маршрутов - остаются лишь соединительные линии от одного метро до другого, а все эти троллейбусные петли и автобусные вихляния по сути, не нужны. Ну и разноцветные макароны не нужны до кучи тогда.

Получаются веточки. Сначала одинарные ("Юго-Западная" – "Ясенево"):



Потом все-таки улучшенные, макаронные, но одноцветные ("Университет" – "Новые Черемушки"):



Стиль отрисовки пока не окончательный, Егор еще копает, на днях сказал, что вроде есть идея про стиль, которую надо попробовать. Тут еще нет обозначения трамваев-троллейбусов, всяких стрелок направлений и проч., река должна перерисоваться, работы впереди много.



148. Время исторической минутки. Вот что говорит нам про обрезанные на концах городские транспортные маршруты интернет:


(Эта схема - с сайта yapriedu.ru, остальных источников не знаю)


(Спасибо "Единой России": теперь мы знаем, что в центре не так уж и много маршрутов-то)

А вот пара карт с маршрутами, которые не обрезаются по станциям метро, с петлями и хитрыми непрямыми путями.
Раз:


Два:



Три:



Конечно, эта история с обрезанием аппендиксов и "лишних" петель спорна, и так не получится кристально точного информирования пассажиров, и нам по этому поводу еще предстоит общение с конкурсной комиссией и транспортными экспертами, но пока мы имеем вот такие выводы - либо схема, либо карта. Все в итоге опять же упрется а) в целесообразность и б) в технологичность: в предлагаемом подходе реально делать схему просто, без ювелирного выпиливания лобзиком всех загогулин на пути маршрута 35. После праздников будем встречаться с коллегами и искать компромисс между схемой и картой. Про маршруты пока все, теперь окружаем Кремль.


О треугольности Кремля и Знаменитом Пятачке

149. Пришел список с двадцатью пятью (для начала) самыми значимыми туристическими достопримечательностями, которые должны быть на большой схеме. (Если не путаю, список составили в Комитете по туризму.) К списку добавилось несколько известных городских ориентиров. На то, что можно будет добавить еще в пустые места на схеме, будем смотреть после первого эскиза.

Для начала на схеме расставилось то, что у Егора было в заготовках, типа Сити, Останкинской башни и высоток, а остальное заполнилось Дворцами Советов:



Чтобы потом не переверстывать все, сбили итоговый формат (тонкая прямоугльная обводка на SOS-листе), поставили справа прототип алфавитных указателей, и начался Тетрис Достопримечательностей.



150. Первый фан случился в центре. На Микропятачке Судьбы между "Библиотекой" и "Театральной" нужно указать Кремль, Исторический музей, собор Василия Блаженного, Красную площадь, могилу Неизвестного солдата, ГУМ и Мавзолей. Сначала, как обычно, казалось, что это невозможно.



Если говорить про иконку Кремля, то мне больше нравится вот такая, а-ля мечеть (но и она затеряется меж припершихся соседей):



Запахло картой.

Вот как по-схемному рисуют Кремль на маршрутах барселонских московских туравтобусов (схема на оконном стекле, справа от башни):





То есть просто иконкой рисуют. Смешно рядом с Микрокремлем смотрится Мегасобор Василия Блаженного:



А вот как рисуют Кремль по-честному на городских информационных щитах. Карта, хули:



Поближе:



А еще - тадам! - у проекта есть арт-директор, который в свое время предложил Кремль затреуголить:



Красный Кремль забирал на себя все внимание от красной же ветки, и пришлось его успокоить. Кремль побронзовел:



151. Тут встала проблема выходов к Кремлю с руля. С одной стороны, очертания Кремля задают на этом участке некое подобие карты. С другой стороны, наноруль ни фига не с планеты карт, а очень даже с планеты схем. Не хотелось бы, чтобы иностранный турист переходил специально на "Библиотеку им. Ленина", чтобы попасть к Кремлю: там и с Боровицкой отлично приходишь, куда надо. Ну и плюс неправильно, что "Библиотека" находится у крайней башни Кремля, когда она очень себе даже в середине.



Думали-думали, придумали вставить буферную зону - Александровский сад. Было:



Стало:



Заодно и треугольный Кремль стал как бы треугольным, но почти-пятиугольным. Хитрые оптические искажения, но не подкопаешься:



Ну и, естественно, все в итоге поместились:



(ГУМ будет зданием, а не шоппинг-пакетом, потому что его же не за шоппинг в список вставили - тогда уж и "Ашанчики" с "Мегами" надо отметить :-)
Не вижу, правда, я тут сейчас Мавзолея. Но вполне возможно, что он туда и не лезет никак вообще совсем, еще посмотрим, что там можно сделать.

В итоге почти хорошо: туристы выходят к Кремлю с "Охотного Ряда", "Театральной", "Площади Революции" и четырех станций руля, нет ощущения влипания в Кремль какой-то одной станции. Пока что ай лайк ит.

152. Потом был вопрос, как красить бульвары и парки. Егор подобрал Веселенькую Расцветочку а-ля питон:



А я думал-думал: что-то мне эта расцветка напоминает. Потом вспомнил: кладбище же! Как раз гулял вокруг студии и прислал Жгуну картинку Ваганьковского (зеленая точка рядом – здание студии, выходит, соседи):



Ответные поисковые эскизы не заставили себя ждать :-):



И на лосике протестировалось, конечно:





153. Ладно, закраска найдется, пока не до нее. И еще позырим, как изменится цвет задника. Сейчас в творчестве художника наступил асфальтово-серый холодный период:




Раньше задник был фисташковым:



Впереди еще эпопея с расстановкой парков. Есть 23 парка, которые вроде как точно предстоит отметить, но там еще не все понятно, и писать пока об этом пока рано, после праздников будем разбираться.

И Теме еще пока что не показывали, что в итоге получилось. Наверняка будут какие-то сюрпризы.
Ровно точно так же еще не показывали, что там со схемами линий. Это те, что в вагонах висят над окнами или дверьми, с диодами и без. Там свои песни.


Песни кабинетных дизайнеров

154. Я за что люблю полевые испытания - наклеить там, или вырезать, или пойти приложить бумажку к реальному столбу, где она должна потом висеть - за то, что после них возникают совсем другие вопросы. Не то, чтобы кабинетный дизайн без выхода в свет был безнадежен, просто он не всегда позволяет ощутить правду жизни.

Вот верстки, отвечающие на кабинетные вопросы, сделанные без вагона под рукой. (это все давние скетчи, есличо.)

Академически-кабинетный вопрос: как показывать филевскую линию (а она раздваивается) на диодной схеме. Можно вот так, с двумя кольцами :-)



Или вон кружочками, и надписи по диагонали, и Международная сверху:



А можно, например, вот так - квадратиками, и по горизонтали, и Международная снизу. И еще с индикацией, куда поедет состав:



Индикация работает так - вот, например, сейчас поезд на Смоленской, и поедет до Международной (стрелочками я пометил индикаторы концевых):



Вот как это реализовать наклейкой на нынешних вагонных диодах:





Или есть вопросики про то, как рисовать кольцевую. Писать слова горизонтально или диагонально?



Как показывать закольцованность - дугой линии и пунктиром?



Или вот такими порталами по бокам?



(Марк тут поделился знанием молодежи, что есть игра про порталы. За это мы поделились с ним старперским сокровенным - Жгун показал клип Децла "Кровь моя кровь", а я заставил слушать композицию "Биография" ВИА "Кровосток".)

Или вот вопрос - не слишком ли круто примешался переход на Каховскую в ряд с остальными станциями?


И как показывать мосты?






А как помечать открытые перегоны?


Не стоит ли Немножко Увеличить Шрифт?


Как быть с сеткой, если станций две, а название - одно?


Как быть вообще с Каховской линией? (Смешно, что у лондонцев похожая ветка есть, даже того же цвета):



И не надо ли показать Каховскую еще и на зеленой схеме (пока не решили).



И не сделать ли красоту красивую (нет, не надо, спасибо).



И не нужно ли подрезать наклейку сверху (ну, это можно).



Короче, много разного дизайна вытекло с тех пор.


Главный вопрос, конечно, оставался нерешенным в стенах кабинета - какого размера должны быть светодиодные дырки.




И вот вроде идет процесс, идет, а чувствуется в нем некоторая недотянутость. И вот мы оказываемся во второй раз в депо.

155. Раньше, чтобы попасть в депо, приходилось ездить через половину города. Фотки с самой первой такой поездки можно позырить тут. С переездом студии на улицу 1905 года под боком оказалось электродепо "Красная Пресня", нас пустили туда примерить очередную итерацию наклеек, и понеслась.

Мы пришли, чтобы выяснить для начала, удобно ли вообще клеить над дверьми три наклейки, а не две, как сейчас. В депо специалисты попробовали приклеить три наклейки (конечно, клеят они гораздо ловчее и быстрее нас, кто бы сомневался), сказали, что можно, а заодно обратили внимание на то, что дырки очень маленькие, на неярких диодах тяжело увидеть, горит, или нет. И показали неяркие диоды.



Кстати, на табло диоды красные, потому что так они меньше потребляют энергии и дольше горят. Но все равно - дольше, не дольше, через три года сильно тускнеют. В прошлую примерку ребятам попался вагон с яркими диодами, и сквозь мелкие дырочки наклейки все было видно хорошо. А на этот раз примерились к панели на последнем издыхании - разница между старой и предлагаемой световыми схемами была видна очень сильно.

156. Темно-красные прямоугольники - нынешняя площадь диодов. Черные дырки - планируемая на первом эскизе площадь. Чертовски мала, конечно.



В общем, главный вопрос - можно или нельзя клеить наклейку на стекло - мы решили успешно, это можно. Наступило время искать размеры и цвета.

Марк, конечно, ушлый парень. Он договорился с начальником депо, что можно будет приходить примерять варианты не по особым приглашениям, а хоть каждый день, его записали в какой-то список (в депо проходная, пропускной режим по паспорту, не шалтай-болтай), и начал он туда ходить, как на вторую работу. Натурально, напечатает вариантов, дырок нарежет, и бежит на встречу с вагонами. Десять минут в одну сторону, хули.

Ну и вопросы пошли другие. Кабинетный дизайн закончился, начался полевой.

На чем ярче видны диоды: на белом или на черном (на черном).


Или на синем цвете ветки (на черном, на черном):


Какого размера нужны дырки (как можно крупнее):



Не стоит ли тогда освободить все пространство на диоде под огни и перенести ветку выше, раз там все равно место есть (стоит попробовать):






Нужно ли делать круглыми отверстия на пересадках (нет, издалека разница между кругами и квадратами не ощущается):



Влезает ли в дырку на станции "Молодежная" иконка из твиттера (вполне):



Хорошо ли видно диоды (вроде да, но ведь нет предела совершенству):



157. В итоге Драматически Увеличился Размер Шрифта. Если первый принесенный в депо вариант можно было сравнивать со старым с натяжкой, то теперь превосходство очевидно:





Подозреваю, что это еще не предел, можно выжать еще пару пунктов, как мы любим. Если сравнивать "Краснопресненские" нынешнюю (на нижней полоске справа, обрезается) и предлагаемую (на верхней полоске, кусок "ненская" справа над "елорусская"), то видно, что самую сжатую надпись удалось перебить по кеглю. Конечно, такого гигантского мусорного кегля, как на старой "Киевской", не будет, мы все-таки перестаем в китайскую поделку играть и делаем все аккуратно. В целом читать становится приятнее и удобнее, есть ощущение хорошо сделанной навигации.



Из диодов тоже выжали много чего, площадь дырок по сравнению с прошлой примеркой увеличилась в несколько раз. Я еще похожу поною насчет того, что можно нафиг отказаться от квадратов в пользу прямоугольников, посмотрим. Марк говорит, что примерял в разных вагонах на разных диодах, все заебись видно.

Развлекательная часть

158. Наташа Москалева привезла из миланского метро фоток - схем, навигации, разных табло. Странные чуваки, как обычно, на месте:



* * *

159. Ребята прислали ссылку на смешное - http://altmetromap.com. Тут все непривычные русские названия написаны привычными для иностранца словами. Гипертранскрибирование:



Чтобы понять, каково это для туриста или экспата, предлагается к прочтению сделанная по такому же принципу "Карта метро петербуржского гастарбайтера" (на самом деле схема, мы же помним тест свой-чужой :-). Вот, читайте, ржака:




* * *

160. Какие бывают в мире колонны экстренного вызова, можно посмотреть в пэдээфе на сайте вот тут:
http://www.neumann-elektronik.ru/ekstrennyj_vyzov/


Спонсоры

161. Спонсор сегодняшнего поста - схема пассажиропотока по станции Фили, самая понятная схема на свете:




162. Генеральные спонсоры поста - иконки "Летучие сильнопахнущие вещества" и "Радиоактивные вещества" из вагона подмосковной электрички:



Да обойдут тебя, читатель, стороной летучие сильнопахнущие вещества.

Ооуо.

Продолжение - тут.

Tags: Андрей Козинский, Егор Жгун, Илья Бирман, Марк Родионов, Наташа Москалева, Тема Лебедев, лосик, метро, схема метро - 2013
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 73 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →