Людвиг-в-ж-ж (grosslarnakh) wrote,
Людвиг-в-ж-ж
grosslarnakh

В прямом эфире: схема метро. Компенсация нарушений цветовосприятия.

Продолжаем сериал рассуждением про адаптацию схемы к нарушениям цветовосприятия.

17. Сначала проведем мысленный эксперимент. Предположите, сколько в день через метро проезжает людей с нарушениями цветоощущения. Ну то есть вы ничего про это не знаете, я понимаю, тем интереснее.

Порядки такие: один человек? десять? сто? тысяча? десять тысяч? сто тысяч? полмиллиона? миллион? десять миллионов?
Загадайте порядок, которое вам кажется наиболее вероятным. Загадали?
(Я думал, что 10 тыс. человек, Егор сказал, что, наверное, 80 тыс.)



Тут я начинаю плавать, знаний набрался в интернетах, поэтому если я какую-то хуйню сморожу, давайте вы меня поправите в комментах.
Предположения, на которые я пока опираюсь:

Чаще всего встречаются люди с врожденными генетическими заболеваниями протанопией и дейтеранопией (они в той или иной степени не различают соответственно красный и зеленый цвета). Тританопия и монохромазия встречаются гораздо реже.

Вот какой-то там бесчисленный черновик:

m-34-2

Чуваки с протанопией плохо различают красную компоненту (а она встречается много в каких цветах, например, и в рыжем, и в фиолетовом, и так далее) и видят вместо него вот это:

protanopia

Чуваки с дейтеранопией плохо различают зеленый и видят вместо той же картинки вот это:

deutanopia

Прикидываем, сколько их.

Быстрый поиск выдает число в 8 млн перевозок пассажиров в день в 2011 году (не понимаю, что означает "8 млн пассажиров в день", предположим, что это 8 млн перевозок).

Я встречаю оценки числа людей с диагнозом "протанопия" на уровне 2-4% населения (google протанопия частота), возьмем 3%, это будет приблизительно 240 тыс. перевозок пассажиров с протанопией.

Дейтеранопия – 0,1% (google протанопия частота), это будет приблизительно 8 тыс. перевозок в день.

Итого приблизительно и усредненно 250 тыс. пассажироперевозок в день.

(В студии за пять минут нашелся один человек с дейтеранопией, и еще вроде есть один).


Дальше можно сделать следующее:
а) просто проигнорировать всех этих чуваков. Достаточно того, что половина схемы уже посвящена иностранцам. (И еще тогда имеет смысл сверху на схеме написать видным только для них цветом "Вот ты лох!". Но проблема тут в том, что такого цвета нет, и все остальные тоже будут видеть эту же надпись.)
б) попробовать как-то адаптировать схему под людей с нарушениями цветовосприятия.

Мы используем две системы кодирования. Первая - цветовая, она главная. Красная ветка, зеленая ветка. Комсомольская - на красной ветке, Павелецкая - на кольце внизу на зеленой.
Вторая - текстовая, мы пишем на схеме буквы. Поиск по карте, кввадрат B1, два языка, проблема иностранцев, хуе-мое.

Как-то глупо посвятить столько сил людям, испытывающим проблемы с кириллицей и игнорировать людей со сбоями в распознавании цветовой системы кодирования.

Тут есть и тонкий вопрос. Семи миллионам пассажироперевозимых тоже должно быть удобно. Ну то есть сделай красную ветку супер-ярко-алой - и они все начнут испытывать определенное неудобство типа "вырви глаз". Можно попробовать найти какой-то компромисс. Подвигать немного цвета, чтобы стало более-менее и тем, и другим.

18. Можно какой-то итерационный процесс запустить, что ли.

Вот две схемы. Первая - оригинальная, на второй - серый немного светлее, а в красном на 15 процентов меньше желтого. Алого-алого тут особо не достигнешь, там итак 100 мадженты, 100 желтого в красном. Делать малиновый глупо - ветка станет не красной, делать рыжий нельзя - рядом рыжий.

m-35

Если вы с протанопией и дейтеронопией, скажите - как лучше? Есть хоть какая-то разница для вас вообще? Между красными ветками разницы, наверное, нет. А между серыми? Если вы с каким-то еще нарушением зрения, тоже напишите о том, о чем мы не подозреваем еще.


19. Лирическое отступление про магическую машинку

Несколько лет назад в Студию Лебедева с семинаром приходил Алексей Любимов из тифлопедагог.рф. Он рассказывал про то, какие бывают нарушения зрения, показывал демонстрационный фильм и это, я вам скажу, произвело крутое впечатление на меня. Особенно холодеет спина, когда видишь, как происходит отслоение сетчатки или глаукома.

А потом вообще был шок. У Алексея была машинка, которая читала тексты вслух (его нарушение зрения не ограничивалось, насколько я помню, только цветовосприятием). Машинка была присоединена к компу, ну типа по юэсби, и произносила слова с экрана. И делала это с пулеметной скоростью. Вж-ж-жик - и лента.ру прочитана. Это была магия, ребята, я не вру. Три секунды - и морда ленты ваша.

Еще я тогда сделал для себя несколько выводов про то, какими должны быть сайты. Была там одна история про новый тогда сайт Минсоцразвития, который сделали с учетом мнения слабовидящих, и этот сайт был удобнее основной версии настолько, что им в основном и пользовались сотрудники - быстрее грузился, был легче в навигации и проч. (если я ничего не путаю, опять же).

Короче, с удовольствием пообщаемся со специалистами, которым есть что сказать по делу. Даже если не получится в ближайшие дни, подадим схему на конкурс так, а там впереди еще будет время.


20. Про лондонский опыт и возможную переоцененность проблемы

У лондонского метрополитена есть специальная черно-белая схема. Вот на этой странице можно скачать пэдээф (судя по тому, что он декабря 2012 года, раскраска и идея спизжены у Ильи Бирмана, как и вообще все в мире метро :-).

m-37

Мне интересно спросить у цветоневосприимчивых ребят: стали бы вы пользоваться такой же, но московской схемой? Скачали бы? Распечатали бы? Носили бы с собой?

А то вдруг, если человек всю жизнь как-то выживает, то в принципе, может, ему и норм? Стоит ли дрыгаться? Насколько велика проблема? Расскажите о своем опыте общения с картой.

Нормальный скриншот текущего эскиза покрупнее:

m36

UPD: Готов файл 3, скорректированный по замечаниям. Шестая ветка пооранжевее, 10 - посветлее, 9 - холоднее, менее зеленая (я бы не хотел делать ее плоско серой по ряду соображений).

Комментируйте, пожалуйста.

clr-4



Про ваш чудесный шквал правок я попозже напишу, и еще покажу на магической картинке, что поменялось с утра. Все очень клево, Егор щаслив, но в этот пост, пожалуйста, пишите только по цветовой теме.

UPD2: Готов файл 4. Одиннадцатая ветка (Каховка-Каширка) - посветлее, чтобы дистанцироваться от серого, кольцо потемнее, чтобы отойти подальше от красного.

clr-4plus


И это. Пишите лучше в новые комменты внизу поста. По веткам неудобно ползать.

Всем спасибо. Продолжим подбор цветов 17 января во второй половине дня. Надо отвлечься немного и подумать еще.

Следующий пост - тут.

Tags: Алексей Любимов, Егор Жгун, дейтеронопия, конкурс, метро, нарушения цветовосприятия, протанопия, схема метро - 2013
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 212 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →