Людвиг-в-ж-ж (grosslarnakh) wrote,
Людвиг-в-ж-ж
grosslarnakh

Прописные истины: про числа.


"Тыс." или "тыс"? "Млн." или "млн"?

Сокращение "тысяч" до "тыс." образуется отбрасыванием части слова, поэтому в конце сокращения "тыс." ставится точка. 
Сократить "миллионы" в "млн" получится, выкинув некоторые буквы из середины слова - поэтому в конце "млн" точка не ставится. 
Писать  "У Маши было 15 тыс яблок, а у Вити - 34 млн. груш" - неправильно. Правильно - вот так: "У Маши было 15 тыс. яблок, а у Вити - 34 млн груш".


14 – цифра или число?

Цифры - это такие буквы для записи чисел. 
Про то, что буквы могут иногда становиться словами, мы знаем. Например, внутри слова "писька" "и" - буква, а внутри предложения "Копыта и лопата" "и" - слово.

Также и цифра 5. Если "5 яблок", то "5" - число, а если "157 чертей тебе в дышло" - то "5" - цифра. А 157 - число.
Легко себя проверить. Вспомните на вкус школьную задачку: "Какое число чертей вам в дышло?" - звучит знакомо. А вопрос "Какая цифра чертей?" - должен вызывать спотыкание. 

В десятичной системе счисления все, что больше девяти - числа. И когда диджей на радио говорит: "правильная цифра - 14", то программный директор, услышав это, должен нажать соотв. кнопку, чтобы под диджеем раскрылся люк и тот выпал из здания радиостанции прямо в ад.


"Более 3 000 000" или "более 3 млн"?

Иногда в тексте речь идет о приблизительных величинах - например, "каждый день мы разыгрываем более 2 миллионов тонн нефти". Читатель понимает, что оценка приблизительна, по тому, с какой точностью указано число. "Более 2 миллионов тонн" - это может быть 2 212 393 млн т, например.

А вот когда пишут "Наше мероприятие посетило более 1 200 000 человек", в тексте задается точность оценки до человека. В данном контексте это число интерпретируется как 1 200 001 - 1 200 009 человек, и непонятно, почему поленились посчитать точно.

Нормальные люди напишут "К нам пришли 1 млн 200 тыс. человек". Понятно, что погрешность может быть, но ее в таком случае автору текста простят. Он честно предупредил о ее величине, воспользовавшись порядковыми сокращениями. И слово "более" тут уже вообще более не нужно.

Когда люди любят родную речь и текст осмысленен - они пишут обычно именно то, что имеют в виду. А когда маркетинговые дурачки хотят придать пафоса своему тексту, они пишут как можно больше нолей. 000 000 000 000 000. Типа, это солидности придает. При этом им абсолютно все равно, что текст превращается в кирпич. Они на то и дурачки, чтобы поменьше думать головой.  


На этой радостной ноте К. Эвиденца смиренно умолкает.
Tags: маркетинг, нули, правила, прописные истины, родная речь, числительные
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments